Идеи «Школы Жизни» - в педагогическую практику

 

Международный проект

Идеи «Школы Жизни» - в педагогическую практику

Гуманная педагогика – это развитие духа

человеческого, а не одно формальное развитие.

Константин Ушинский

 

Для воспитания и нынешних, и

будущих поколений давно существует

куда более совершенная педагогика.

Она живет в классическом педагогическом

наследии, и имя ей – гуманная педагогика.

Шалва Амонашвили

 

От идеи к практическому воплощению

 

Сначала была рабочая встреча с проректором по научной работе в педагогическом университете Ушинского Антоном Михайловичем Ананьевым. С университетом у нас давний договор о сотрудничестве. И наши встречи бывают часто, но в этот раз она получила неожиданный поворот после высказанной идеи проректора:

 

- А что если нам создать международный проект «Гуманная педагогика в университетском и школьном образовании» и пригласить поучаствовать в нем наших коллег из Турции, Казахстана…

 

- А еще можно из Молдовы, Грузии, Болгарии.

 

Для начала пусть будет малый круг участников из ближайших стран.

 

Позвонили ректору университета академику Алексею Яковлевичу Чебыкину и через несколько минут обсуждали идею уже втроем. Договорились, что будем готовить документы и пошлем их по всем возможным адресам университетов, с которыми налажены профессиональные контакты. Потом были обсуждения проекта с президентом Международного Центра гуманной педагогики ПаатойАмонашвили и с основателем движения гуманной педагогики, почетным профессором нашего университета, академиком Шалвой Амонашвили. Сейчас ясно одно: проект находит поддержку и постепенно начинает воплощаться в практическую плоскость.

 

 

 

Что мы хотим осуществить?

 

Цель проекта – консолидация усилий руководителей высших учебных заведений, образовательных учреждений, общественных организаций и других участников международного движения гуманной педагогики для совместного научного и творческого поиска путей и средств внедрения идей Манифеста гуманной педагогики и Авторской программы «Школа жизни» академика Шалвы Амонашвили в научную и педагогическую деятельность коллективов университетов, школ, гимназий и лицеев.

 

На первом этапе проект предусматривает внедрение принципов гуманной педагогики, основных положений Авторской программы «Школа Жизни» академика Ш. Амонашвили в педагогическое пространство Грузии и Украины. Хотя все проекты будут открытыми, и в них смогут принять участия представители и других учебных заведений.

 

Осуществление проекта будет проходить по нескольким направлениям:

 

? проведение фестиваля по гуманной педагогике;

 

? проведение форумов «Студенты за гуманную педагогику и преодоление социальных конфликтов»;

 

? проведение семинаров по гуманной педагогике представителями Международного Центра гуманной педагогики;

 

? обмен творческими группами между университетами и их базовыми школами, гимназиями и лицеями для поиска и утверждения высочайшего искусства проведения уроков и мастер-классов, соответствующих педагогических основам программы «Школа Жизни», «Кодекса чести и служения учителя» и «Манифеста гуманной педагогики»;

 

? проведение международных научно-практических конференций «Основы философии педагогической культуры гуманной педагогики» и других научно-коммуникативных форумов;

 

?другие виды научно-педагогического сотрудничества.

 

 

 

Что такое гуманная педагогика?

 

Программа «Школа Жизни» Амонашвили известна среди учителей как гуманная педагогика, а в научных кругах, как «Система гуманно-личностного отношения к ребенку в образовательном пространстве». Но я хочу обратить внимание на то, что она является педагогической системой, вобравшей многие богатства классического педагогического наследия и опробованной личной шестидесятилетней практикой выдающегося учителя Шалвы Амонашвили, продолжающего свой личный эксперимент и до настоящего времени. Он дважды приезжал в наш университет и выступал перед профессорско-преподавательской и студенческой аудиторией.

 

Классическая основа гуманной педагогики делает ее знакомой, прочной и устойчивой, но в ней есть и то, что при первом касании вызывает восторг, удивление, а иногда непонимание и даже протест. Это полярное отношение к гуманной педагогике происходит от того, что педагогическая система Амонашвили наполнена внутренним, авторским мироощущением, миропониманием и мировоззрением, отличающимися от утвердившегося традиционного научного, социального и общественного взгляда на педагогику. Но так было всегда, когда находились новаторы, предлагающие неизвестный широким массам эксперимент.

 

Вспомним, как трудно прокладывала себе дорогу педагогика сотрудничества. Официальная наука долго не признавала психологические эксперименты А.В. Запорожца, Л.В Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской, А.Я. Гальпернина, Н.Ф Талызина, Б.И. Хачапуридзе. Среди них тогда уже был и Ш.А. Амонашвили. Но ему удалось протянуть научно-исследовательскую линию дальше и наполнить идею педагогики сотрудничества идей гуманного подхода к ребенку, прошедшей через сердца всех классиков педагогики. И сейчас наступает удивительное время, которое автор «Школы Жизни» назвал «моментом истины», когда в сложившихся конкретных исторических условиях известная уже идея окажется способной помочь людям разрешить стоящие перед ними жизненно важные задачи. Такой момент истины настал для гуманной педагогики. Не случайно в Киеве на открытии семинара Амонашвили в Национальном педагогическом университете имени Н.П. Драгоманова директор департамента общего среднего и дошкольного образования Юрий Григорьевич Кононенко выразил большой оптимизм в отношении развитие украинской педагогики в целом, благодаря широкому всеукраинскому движению гуманной педагогики.

 

Новый философский взгляд автора «Школы Жизни» на ребенка, на урок и на себя как учителя, выраженный в Манифесте гуманной педагогики, создает новую диалектику. И лучше всего эту особенность объясняет сам Амонашвили. В своей книге «Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности» он пишет:

 

«Я не мыслю себе педагогический процесс, если он не имеет под собой философской основы. Нет, не всякая философия нужна мне, а такая, которая поможет осмыслить ребенка, таинственность его судьбы, его назначение в жизни общества».

 

Вот и получается, что все лучшее у классиков мы берем, но пропускаем через свое сердце, наполняем своей мыслью своим опытом, а ведь именно этому учили и Ушинский, и Сухомлинский, и другие классики.

 

И еще очень важно не забыть, что особенность классического педагогического мышления, в отличие от традиционного, в том, что оно многомерно. Его основу составляет синтетическое целое духовного и материального, иррационального и рационального, религиозного и научного, космического и земного. Оно принимает постулат вечности духа и устремляет человека к такой земной жизни, которая есть путь развития и совершенствования духа, как об этом и говорит нам учитель учителей Константин Ушинский. И та мера, которая приближает нас к пониманию философии педагогической культуры классиков, позволяет нам стать учителями духовного гуманизма, а отстранение от классики оставляет нам обобщение, опыт и педагогическую мысль, которые мы считаем традиционными. И хотя в них сохраняется немало эволюционных и исторических накоплений, в них не будет главного – духовного гуманизма. Не будет и высочайшего педагогического искусства, ибо, как говорил великий Леонардо: «Там, где дух не водит рукою художника, - там нет искусства». Именно духовное начало, без которого не может быть искусства, творчества и культуры в целом, мы считаем четвертым педагогическим измерением, которое дает учителю особую глубину в развитии своего сознания.

 

Ушинский считал педагогику первой и высочайшей из искусств, так как она творит человека. Но она должна устремлять человека к такой земной жизни, которая есть путь развития и совершенствования духа.

 

Гуманная педагогика не единственная педагогическая система пытающаяся утвердить свой опыт воспитания и развития личности. И это хорошо, потому, что именно сравнение нескольких научных концепций, подходов, систем и «школ», стремящихся, на основе эксперимента, к опережению обычных практик, может дать учителям и педагогам возможность выбора.

И вот уже первые муки творчества

 

Мы начали эксперимент в шести школах области: Староцаричанская и Староказацкая школы Белгород-Днестровского района, Большедолинская школа Овидиопольского района, седьмая школа города Ильичевска и сорок третья Одесская школа. В эксперимент вошла и Шабовская музыкальная школа Белгород-Днестровского района.

 

Эксперимент – это проба сил, настрой на преодоление возможных трудностей, вера в собственные силы и в данном случае вера в силу гуманной педагогики. Начало было очень сложным. Это показывает наш общий дневник на сайте областного Центра гуманной педагогики (http://orpheus18.wix.com/spetzkurs-gp#!untitled/c1j0).

 

После преодоления первых трудностей, растерянности и нехватки опыта, приходят радость и уверенность. Незаметно ушел психологический надрыв от противостояния учитель- ученик, и пришло взаимоуважение.

 

Каким праздником стала первая радостная и удивленная фраза из письма учителя начальных классов Елены Данилюк 43 одесской школы:

 

- У меня времени стало больше, я стала свободнее и увереннее, а моя работа - творческой.

 

Что нам удалось больше всего?

 

Мы наполнили уроки творчеством, не забывали о развитии пяти умений Сухомлинского:

 

учить детей

 

- наблюдать;

 

- мыслить;
- выражать свои мысли;

 

- читать;

 

- и писать.

Мы осторожно стали вводить в уроки языка темы письменноречевой деятельности, разработанные женой Шалвы Амонашвили, академиком, доктором педагогики, Валерий Ниорадзе. Красота письменной речи помогает пробуждению любви к слову, воспитывает самостоятельное мышление, развивает поэтический и художественный дар.

 

Особым этапом нашего эксперимента стал фестиваль гуманной педагогики в 43 школе: мастер-классы, родительское собрание и педагогический совет, посвященные гуманной педагогике помогли всем участникам утвердиться в правильности выбранного пути. Если учитель видит и чувствует, что учебный процесс становится жизненно-необходимым для ребенка, если детям нравится делать открытия на уроке и жить своей неповторимой жизнью, а родители радуются желанию своих детей учиться и их стремлению стать благородным, знающим, высоконравственным человеком, то не нужно спрашивать название педагогической системы. Речь пойдет все равно о гуманной педагогике.

 

Несомненно, потребуется длительный период времени, большой личный труд каждого учителя, постоянное совершенствование своего мастерства, но начало уже положено и нам остается только наполниться верой в то, что авторской программе «Школа Жизни» академика Амонашвили в Одесской области быть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пустая синяя полоска

© 2017 Університет Ушинського